Два крупнейших звукозаписывающих лейбла Universal Music Group – Deutsche Grammophon и Decca – обнаружили, что за последние 50 лет исполнение классической музыки ускорилось приблизительно на 30%. Исследование ученых основано на произведениях Иоганна Себастьяна Баха и приурочено к выпуску коллекционного бокс-сета, посвященного его 333-летнему юбилею и содержащего 222 компакт-диска со всеми известными и когда-либо издававшимися записями сочинений композитора.
Для анализа был выбран знаменитый "Концерт для двух скрипок" (Double Violin Concerto, BWV 1043), во время прослушивания которого эксперты отметили существенное увеличение темпа современных выступлений и сокращение их продолжительности. Так, самая ранняя запись концерта 1961 года в исполнении дуэта Давида Ойстраха и Игоря Ойстраха длится 17 минут и 15 секунд, в 1978 году на исполнение этого же произведения у Артюра Грюмьо (Arthur Grumiau) и Германа Кребберса (Herman Krebbers) ушло 15 минут и 42 секунды, а запись 2016 года с сербскими музыкантами Неманьей Радуловичем (Nemanja Radulović) и Тияной Милошевич (Tijana Milošević) имеет продолжительность всего 12 минут и 34 секунды.
Британский продюсер, критик и музыкальный публицист Николас Кеньон (Nicholas Kenyon) считает, что ускорение темпа исполнения классических мелодий связано с изменением музыкальных вкусов: "Современная аудитория предпочитает прозрачный, лёгкий, яркий звук, которого можно достигнуть в произведениях многих композиторов, включая Баха, Генделя и Моцарта". Он добавляет: "Это кардинальное изменение музыкального вкуса от тяжелого концертного стиля прошлых лет до чего-то более светлого, воздушного и гибкого". Американский композитор и писатель Ян Своффорд (Jan Swafford) негативно отзывается о таких переменах в исполнении классики, описывая этот феномен в статье "Speed Freaks Do Bach" на портале Slate и подчеркивая, что современные исполнители барочной музыки разрушают саму её идею ускорением мелодий.
Похожая тенденция наблюдается и в других жанрах современной музыки, где мелодии становятся быстрее, а вступления короче. В исследовании, опубликованном в 2017 году в академическом журнале о музыкальной психологии Musicae Scientiae, предполагается, что изменение музыкального темпа связано с простым доступом к мелодиям и вызвано так называемой "экономией внимания", когда остаются только те треки, которым с первых секунд удалось захватить внимание слушателя.
Современное исполнение классики ускорилось на 30%
Похожие статьи
Теги: hi-end, исследования, аудио